Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Методические рекомендации к типовой структуре исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления муниципального образования и аппарата представительного органа местного самоуправления муниципального образования при исполнении председателем представительного органа местного самоуправления полномочий главы муниципального образования

     На основе положений Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяющих полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, постановления Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.07.2011 № 183 «Об утверждении Рекомендаций по определению полномочий представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, исполняющего полномочия председателя представительного органа муниципального образования, и главы местной администрации, назначаемого на должность по контракту, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», анализа уставов муниципальных образований, статистических показателей численности муниципальных служащих, численности населения в муниципальных образованиях, предлагаются следующие рекомендации по разработке структуры и штатной численности представительных и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

 

Аппарат представительного органа местного самоуправления  муниципального образования

Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.07.2007 № 97-оз «О Реестре должностей муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – Закон автономного округа № 97-оз) предусмотрен перечень наименований должностей муниципальной службы, учреждаемых для обеспечения полномочий представительного органа муниципального образования  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Таким образом, для городских округов и муниципальных районов предусмотрены следующие должности, характеризующие основные структурные и подструктурные подразделения аппарата представительного органа.

1. Должности муниципальной службы высшей группы, учреждаемые для выполнения функции «руководитель»:

руководитель аппарата;

начальник управления аппарата.

2. Должности муниципальной службы главной группы, учреждаемые для:

1) выполнения функции «руководитель»:

заместитель начальника управления аппарата;

начальник (заведующий) отдела, службы;

2) выполнения функции «помощник (советник)»:

помощник, советник, консультант председателя представительного органа муниципального образования (должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий председателя представительного органа муниципального образования);

пресс-секретарь председателя представительного органа муниципального образования (должность муниципальной службы, учреждаемая для непосредственного обеспечения исполнения полномочий председателя представительного органа муниципального образования).

3. Должности муниципальной службы ведущей группы, учреждаемые для:

1) выполнения функции «руководитель»:

начальник (заведующий) отдела, службы в составе управления;

заместитель начальника (заведующего) отдела, службы;

2) выполнения функций «специалист», «обеспечивающий специалист»:

консультант;

специалист-эксперт.

4. Должности муниципальной службы старшей группы, учреждаемые для выполнения функций «специалист», «обеспечивающий специалист»:

главный специалист;

ведущий специалист.

5. Должности муниципальной службы младшей группы, учреждаемые для выполнения функции «обеспечивающий специалист»:

специалист I категории;

специалист II категории;

специалист.

В соответствии с Законом автономного округа № 97-оз в случае, когда глава муниципального образования входит в состав представительного органа и исполняет полномочия его председателя, в городских округах и муниципальных районах, городских поселениях с численностью населения свыше 20 тысяч человек, могут быть введены должности муниципальной службы высшей группы, учреждаемые для выполнения функции "руководитель": первый заместитель, заместитель главы муниципального образования. Также учреждаются должности муниципальной службы главной группы для выполнения функции «помощник (советник)»: помощник, советник, консультант главы муниципального образования; пресс-секретарь главы муниципального образования.

В городских и сельских поселениях с численностью населения от 10 до 20 тысяч человек учреждаются должности муниципальной службы главной группы для выполнения функции «помощник (советник)»: помощник главы муниципального образования; пресс-секретарь главы муниципального образования.

Согласно положениям, закрепленным в статье 28 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на кадровую службу органа местного самоуправления возлагается большой объем работы.

Учитывая незначительную штатную численность аппарата представительного органа, функции по ведению кадровой работы в отношении главы муниципального образования, первого заместителя и заместителя главы муниципального образования, а также сотрудников аппарата представительного органа местного самоуправления возложить  муниципальным правовым актом на соответствующее структурное подразделение администрации, а ведение оперативного кадрового делопроизводства в отношении данных лиц возложить на сотрудника аппарата представительного органа.

 

Учитывая полномочия представительного органа и опыт субъектов Российской Федерации по составлению структуры, штатная численность аппарата представительного органа муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования, самостоятельно исходя из возможностей бюджета муниципального образования.

При определении штатной численности аппарата представительного органа муниципального образования не учитываются должности председателя указанного органа и депутатов, работающих на постоянной основе.

Штатную численность аппаратов представительных органов муниципальных образований рекомендуется определять следующим образом.

1. Базовая (обязательная) штатная численность аппарата представительного органа муниципального образования  составляет
2 штатные единицы
(юрист и специалист по организационной работе -документовед) и определяется по формуле

, где:

1) БШЧ - базовая штатная численность аппарата представительного органа муниципального образования;

2) ТЗi - средние трудозатраты на выполнение одного вида работ;

КРi - количество повторяющихся видов работ в год.

 

Произведение средних трудозатрат на выполнение одного вида работ и количества повторяющихся видов работ в год представляет собой общие трудозатраты на выполнение отдельных функций (видов работ), равные 3252 чел./час;

3) ФРВ - годовой фонд рабочего времени, равный 1984 часам, определенный как произведение продолжительности рабочего дня (8 часов) и продолжительности полезного рабочего времени (248 рабочих дней);

4) К - коэффициент неучтенного объема работ, то есть время на выполнение различных функций, которые невозможно учесть в предварительных (плановых) расчетах, равный 1,1.

 

2. Штатная численность аппарата представительного органа конкретного муниципального района, городского округа определяется по формуле

 

, где:

1) ШЧi - штатная численность аппарата представительного органа i-го муниципального образования;

2) БШЧ - базовая штатная численность аппарата представительного органа муниципального образования, рассчитанная в соответствии с пунктом 1 настоящих методических рекомендаций;

3) ЧНi - численность населения i-го муниципального образования (в тысячах человек);

4) К1 - общий поправочный коэффициент, установленный для групп муниципальных образований с учетом численности населения в них:

для муниципальных образований с численностью населения свыше 300000 человек - 0,145;

для муниципальных образований с численностью населения от 150000 до 300000 - 0,23;

для муниципальных образований с численностью населения от 50000 до 150000 человек - 0,33;

для муниципальных образований с численностью населения от 20000 до 50000 человек - 0,36;

для муниципальных образований с численностью населения от 10000 до 20000 человек - 0,41;

для муниципальных образований с численностью населения менее 10000 человек - 0,73;

5) К2 - дополнительный поправочный коэффициент, установленный для городских округов в связи с тем, что перечень вопросов местного значения городского округа фактически включает в себя вопросы местного значения и муниципальных районов, и поселений, равный 1,45.

3. В целях оказания организационно-методической и правовой поддержки представительным органам поселений, в которых численность населения составляет менее 20000 человек, в аппаратах представительных органов муниципальных районов рекомендуется предусматривать также наличие дополнительных штатных единиц для осуществления взаимодействия с представительными органами таких поселений.

Количество дополнительных штатных единиц аппаратов представительных органов муниципальных районов рекомендуется определять следующим образом:

1) при наличии в составе муниципального района до 10 поселений включительно - 1 штатная единица;

2) при наличии в составе муниципального района более 10 поселений - 2 штатные единицы.

При наличии в составе муниципального района поселения, представительный орган которого имеет собственный аппарат, обеспечивающий его деятельность, такое поселение не учитывается при определении дополнительной штатной численности аппарата представительного органа муниципального района.

4. Представительным органам поселений, в которых численность населения составляет 20000 человек и более, рекомендуется определять штатную численность аппаратов в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящих методических рекомендаций.

5. При формировании штатного расписания аппарата представительного органа муниципального образования рекомендуется в первую очередь предусматривать в нем должность специалиста, осуществляющего правовое обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования.

         Учитывая объем полномочий при разграничении функций главы администрации и главы муниципального образования в составе аппарата представительного органа рекомендуется введение не более чем одной штатной единицы на каждое направление деятельности.  Например, консультант организационного отдела, занимающийся ведением кадровой работы в отношении главы муниципального образования, первого заместителя, заместителя главы муниципального образования, а также в отношении лиц, замещающих должности муниципальной службы.

 

Пример расчета штатной численности аппарата представительного органа на основе городского округа «А».

1) Рассчитаем базовую штатную численность аппарата представительного органа городского округа А по следующей формуле:

, следовательно;

2) Произведем расчет штатной численности аппарата представительного органа городского округа «А»:

, итого по расчету

В итоге штатная численность аппарата представительного органа составляет 16 человек.

 

Исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления

Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.07.2007 № 97-оз «О Реестре должностей муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» предусмотрен перечень наименований должностей, муниципальной службы, учреждаемых для обеспечения полномочий местной администрации, иных органов местного  самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в муниципальном образовании Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Например, для городских округов и муниципальных районов предусмотрены следующие должности, характеризующие основные структурные и подструктурные подразделения исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления.

1. Должности муниципальной службы высшей группы, учреждаемые для выполнения функции «руководитель»:

глава администрации муниципального образования;

первый заместитель, заместитель главы (главы администрации) муниципального образования;

управляющий делами;

директор департамента;

председатель комитета;

начальник управления.

2. Должности муниципальной службы главной группы, учреждаемые для:

1) выполнения функции «руководитель»:

заместитель директора департамента, председателя комитета, начальника управления;

заместитель управляющего делами;

председатель комитета в составе департамента;

начальник управления в составе департамента, комитета;

начальник (заведующий) отдела, службы;

2) выполнения функции «специалист»:

секретарь комиссии.

3. Должности муниципальной службы ведущей группы, учреждаемые для:

1) выполнения функции «руководитель»:

заместитель председателя комитета в составе департамента;

заместитель начальника управления в составе департамента, комитета;

заместитель начальника (заведующего) отдела, службы;

начальник (заведующий) отдела, службы в составе департамента, комитета, управления;

заместитель начальника (заведующего) отдела, службы в составе департамента, комитета, управления;

заведующий сектором;

2) выполнения функций «специалист», «обеспечивающий специалист»:

консультант;

специалист-эксперт.

4. Должности муниципальной службы старшей группы, учреждаемые для выполнения функций «специалист», «обеспечивающий специалист»:

главный специалист;

ведущий специалист.

5. Должности муниципальной службы младшей группы, учреждаемые для выполнения функции «обеспечивающий специалист»:

специалист I категории;

специалист II категории;

специалист.

 

Учитывая полномочия главы администрации муниципального образования, как руководителя исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления в администрацию муниципального образования должны входить следующие структурные подразделения в соответствии с функциональной направленностью:

  • структурные подразделения по вопросам бюджета, финансов и учета;
  • структурные подразделения, занимающиеся вопросами управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  • структурные подразделения по вопросам развития экономики, транспорта, инвестиций, предпринимательской деятельности, осуществляющие полномочия в области планирования;
  • структурные подразделения по вопросам градостроительства, жилищной сферы, коммунального хозяйства;
  • структурные подразделения, занимающиеся вопросами в области обеспечения безопасности, правопорядка;
  • структурные подразделения по вопросам использования земли, других природных ресурсов и охраны окружающей среды;
  • структурные подразделения по вопросам образования, здравоохранения, физической культуры и спорта;
  • структурные подразделения, в полномочия которых входят вопросы культуры, сохранения местных традиций и обычаев;
  • структурные подразделения, в полномочия которых входит реализация политики управления персоналом, формирование высококвалифицированного кадрового состава для замещения должностей муниципальной службы;
  • структурные подразделения, осуществляющие взаимодействие с органами государственной власти, а в муниципальных районах – дополнительные структурные подразделения, осуществляющие взаимодействие с органами местного самоуправления;
  • структурные подразделения, осуществляющие разработку нормативных правовых актов исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления и проектов нормативных правовых актов муниципального образования;
  • структурные подразделения, осуществляющие взаимодействие с общественностью и со средствами массовой информации.

 

 


Обновлено: 01.04.2016 10:05