Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Проблемные вопросы, возникающие в деятельности должностных лиц кадровых служб, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений

Вопрос: Необходимо ли проводить предварительную сверку сведений, указанных руководителями муниципальных учреждений в справках о доходах на себя и членов своей семьи?

Ответ: В настоящее время порядок осуществления предварительной сверки сведений, указанных руководителями муниципальных учреждений в справках о доходах на себя и членов своей семьи, не определен.

 

Вопрос: Какие последствия для руководителя муниципального учреждения влечет непредставление или представление недостоверных сведений о доходах?

Ответ: В случае непредставления ли представления недостоверных сведений о доходах руководитель муниципального учреждения может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в соответствии с Трудовым кодексам Российской Федерации.

 

Вопрос: На чем основывается требование проверяющих, что работник кадровой службы должен по собственной инициативе проводить проверку информации, указанной в справке о доходах, если для организации проверки не было предусмотрено законодательного основания?

Ответ: Под «проверкой по собственной инициативе», вероятно, понимается предварительная сверка.

Согласно пункту 12 статьи 28 Федерального закона от 02.03.2007
№ 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» кадровая работа в муниципальном образовании включает в себя организацию проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, а также соблюдения связанных с муниципальной службой ограничений.

В соответствии с постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28 мая 2012 года № 82[1] основанием для принятия решения об осуществлении проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке в том числе правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Для получения указанной информации разработан механизм предварительной сверки. Методические рекомендации по осуществлению предварительной сверки[2] согласованы с прокуратурой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, заинтересованными ведомствами и одобрены решением межведомственного Совета при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 3 марта 2011 года. Обмен информацией осуществляется на основе соглашений, заключенных между Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и руководителями правоохранительных и регистрационных органов.

По мнению Депполитики Югры проведение предварительной сверки позволяет самостоятельно выявлять и устранять нарушения в предоставлении сведений о доходах.

 

Вопрос: Кто вправе направлять запрос в банк по каждому указанному в справке счету в банке?

Ответ: Направление запросов в банк в рамках предварительной сверки не предусмотрено.

При проведении проверки в соответствии с порядком, утвержденным Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28 мая 2012 года № 82[3], запрос сведений, составляющих банковскую тайну, осуществляется путем направления ходатайства Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (пункты 10, 11, 12 порядка проверки).

 

Вопрос: Если по результатам проверки достоверности и полноты сведений о доходах, представленных муниципальным служащим, причина представления недостоверных или неполных сведений о доходах признана объективной и подтверждена документально, нужно ли рассматривать данный вопрос на заседании комиссии?

Ответ: Проведение проверки достоверности полноты сведений о доходах, представляемых муниципальными служащими, регламентируется постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28 мая 2012 года № 82.

В ходе проверки подлежит установлению достоверность и полнота представленных муниципальным служащим сведений о доходах, а не объективность (уважительность) причины представления недостоверных или неполных сведений о доходах (пункт 1 порядка проверки).

Если по результатам проверки представленные сведения о доходах признаны достоверными и полными, материалы проверки могут не направляться на комиссию.

Вместе с тем, в целях обеспечения объективности вынесения решения о достоверности и полноте представленных сведений о доходах рекомендуется рассматривать материалы проверки на комиссии (за исключением случаев, когда установлена ошибка в информации, представленной правоохранительными и регистрационными органами, послужившая основанием для проведения проверки).

Например, муниципальный служащий в справке о доходах отразил факт продажи автомобиля. При этом в ходе предварительной сверки из подразделений У(О)ГИБДД по муниципальному образованию получена информация о наличии у муниципального служащего автомобиля.

В ходе проверки, проведенной в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28 мая 2012 года № 82, установлено, что У(О)ГИБДД представлена информация обо всех имевшихся у муниципального служащего транспортных средствах в отчетном периоде (а не на отчетную дату, как это предусмотрено справкой). В докладе о результатах проверки указывается, что представленные муниципальным служащим сведения о доходах являются достоверными и полными и основания для применения к муниципальному служащему мер юридической ответственности отсутствуют. В таком случае материалы проверки на комиссию не направляются.

 

Вопрос: Какой порядок проверки сведений о доходах, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности?

Ответ: Проверка сведений о доходах, представленных лицами, замещающими муниципальные должности, осуществляется в порядке, определяемом муниципальным нормативным правовым актом, разработанным с учетом постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 апреля 2010 года № 71[4].

 

Вопрос: Какой порядок осуществления предварительной сверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности?

Ответ: Предварительная сверка сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности, проводится подразделением (должностным лицом) органа местного самоуправления, осуществляющим кадровое обеспечение в отношении указанных лиц, в соответствии с Методическими рекомендациями[5].

 

Вопрос: В какие сроки удаляются с официального сайта органа местного самоуправления сведения о доходах, расходах супруги (супруга) муниципального служащего в случае развода?

Ответ: Для начала рассмотрим особенности представления сведений о доходах в случае развода муниципального служащего.

Официальной датой расторжения брака считается дата, указанная в свидетельстве о расторжении брака. Если расторжение брака осуществляется через суд, то официальной датой расторжения будет дата по истечении 10 дней, с момента вынесения судом постановления о прекращении брака, если вынесенное постановление обжаловано не было.

Например:

Суд вынес постановление 23.12.2013, если оно не будет обжаловано ни одной из сторон, то в законную силу вступит спустя 10 дней (03.01.2014), то есть на конец отчетного периода (31.12.2013) официально брак будет считаться зарегистрированным, следовательно, требуется представить сведения на супруга (супругу).

Из всего вышеизложенного следует, что если официальная дата расторжения брака попадает до конца отчетного периода, то представление сведений не требуется, в противном случае необходимо представлять сведения на супругу (супруга).

Период времени, в течение которого сведения о доходах, расходах находятся на официальном сайта органа местного самоуправления сведения, устанавливается муниципальным нормативным правовым актом с учетом положений постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21 августа 2013 года № 106[6]. В течение данного периода времени сведения о доходах, расходах содержатся на сайте вне зависимости от изменения семейного положения муниципального служащего. При представлении уточненных справок о доходах супруги (супруга) информация подлежит обновлению на сайте.

 

Вопрос: Нужно ли рассматривать на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов[7] обращение гражданина, замещавшего в органе местного самоуправления должность муниципальной службы, о даче согласия на замещение должности в коммерческой и некоммерческой организации, если функции по управлению данной организацией не входили в его должностные обязанности?

Ответ: Гражданин обязан получать согласие комиссии на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнение в данной организации работы (оказание данной организации услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) при наличии двух факторов:

  • включение должности муниципальной службы в соответствующий перечень должностей;
  • осуществление отдельных функций муниципального управления в отношении данной организации во время прохождения муниципальной службы.

В целях получения указанного согласия гражданин в письменной форме обращается в комиссию, созданную в органе местного самоуправления, в котором он замещал должность муниципальной службы.

Заседание комиссии по указанному вопросу проводится на основании абзаца второго подпункта б) пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821, по итогам которого в соответствии с пунктом 24 Положения принимается одно из следующих решений:

а) дать гражданину согласие на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по муниципальному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности;

б) отказать гражданину в замещении должности в коммерческой или некоммерческой организации либо в выполнении работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по муниципальному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, и мотивировать свой отказ.

Необходимо учитывать, что в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы возложена обязанность при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы. Обязанность информирования работодателя о замещении должности, включенной в указанный перечень, распространяется на все случаи замещения на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнения в данной организации работы (оказания данной организации услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) вне зависимости от того, входили или нет отдельные функции государственного (административного) управления данной организацией в должностные (служебные) обязанности по замещаемой гражданином ранее должности государственной службы. При информировании работодателя гражданину рекомендуется одновременно сообщить об ограничениях, налагаемых на него статьей 12 Федерального закона, об обязанности работодателя во исполнение части 4 статьи 12 Федерального закона сообщить в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту его службы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 700, а также о том, что неисполнение работодателем данной обязанности в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, приятие решения о необходимости получения согласия комиссии является ответственностью гражданина (бывшего муниципального служащего). При этом необходимо учитывать, что несоблюдение гражданином данного требования в соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного с ним.

В этой связи гражданин при определении необходимости получения согласия комиссии должен оценить свои должностные (служебные) обязанности на предмет взаимодействия с организацией, ознакомиться с правоустанавливающими, отчетными и иными документами организации в части возможного наличия взаимосвязи сферы деятельности организации с полномочиями (функциями) органа местного самоуправления, в котором он ранее замещал должность, в целях принятия решения об осуществлении либо неосуществлении им в отношении данной организации отдельных функций муниципального управления.

В пункте 4 статьи 1 Федерального закона определено, что к функциям государственного, муниципального (административного) управления организацией относятся полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

Если в комиссию поступило обращение гражданина, ранее замещавшего должность муниципальной службы в данном органе местного самоуправления, входившую в соответствующий перечень, о даче согласия на замещение должности в организации, функции по управлению которой не входили в его должностные обязанности, рекомендуется рассматривать указанные обращения на заседании комиссии. При этом, на основании пункта 26 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821, комиссией принимается решение о том, что согласие комиссии на замещение должности в указанной организации не требуется, поскольку функции по управлению данной организацией не входили в должностные обязанности гражданина при замещении им должности муниципальной службы.

Рассмотрение подобных обращений только должностным лицом кадровой службы органа местного самоуправления, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, считаем некорректным, поскольку это не входит в полномочия указанных должностных лиц.

 

Вопрос: Необходимо ли согласие комиссии, если муниципальный служащий переходит на работу в другой орган местного самоуправления?

Ответ: В соответствии с разъяснениями практики применения статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (письмо Минтруда России от 22.06.2012 № 17-1/10/1-248) в случае, когда гражданин переходит на работу по трудовому договору в другой государственный орган, согласие комиссии не требуется.

Учитывая вышеизложенное и основываясь на взаимосвязи государственной гражданской службы и муниципальной службы, в ситуации, если муниципальный служащий переходит на работу в другой орган местного самоуправления, согласие комиссии не требуется.

 

 



[1] «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, муниципальными служащими Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, замещающими должности, включенные в соответствующий перечень, и соблюдения муниципальными служащими Ханты-Мансийского автономного округа – Югры требований к служебному поведению».

[2] Методические рекомендации по осуществлению предварительной сверки достоверности полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы (муниципальной службы), а также гражданскими (муниципальными) служащими, замещающими должности, указанные в специальном перечне.

[3] «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, муниципальными служащими Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, замещающими должности, включенные в соответствующий перечень, и соблюдения муниципальными служащими Ханты-Мансийского автономного округа – Югры требований к служебному поведению».

[4] «О положении о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, и лицами, замещающими государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

[5] Методические рекомендации по осуществлению предварительной сверки достоверности полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы (муниципальной службы), а также гражданскими (муниципальными) служащими, замещающими должности, указанные в специальном перечне.

[6] «О порядке размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей не едином официальном сайте государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и предоставления этих сведений общероссийским и окружным средствам массовой информации для опубликования.

[7] Далее – комиссия.

 

Обновлено: 18.03.2016 12:29