Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Доклад

Доклад

на семинар-совещание с руководителями подведомственных организаций

18 марта 2015 года

 

Добрый день, уважаемые коллеги!

 

Статьей 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» на все организации (то есть юридические лица, действующие на территории Российской Федерации) вне зависимости от их форм, учредителей, участников, собственников возложена обязанность разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

В ходе сегодняшней встречи мы рассмотрим, как необходимо организовать работу по противодействию коррупции в свете нормативных правовых актов Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В соответствии с Планом противодействия коррупции в автономном округе – Югре, утвержденным распоряжением Губернатора от 30 января 2014 года № 45-р, разработан и принят ряд нормативных правовых актов Правительства автономного округа, касающихся организации антикоррупционной деятельности в организациях, в отношении которых автономный округ выступает единственным учредителем, в том числе: определены основные направления антикоррупционной деятельности; утверждены Кодекс этики и служебного поведения работников организаций, Положение об информировании о случаях склонения к совершению коррупционных нарушений и порядке рассмотрения таких сообщений, Положение о конфликте интересов, Положение об информировании о получении подарка и сдаче подарка, Правила обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства.

Сегодня мы остановимся поподробнее на реализации указанных нормативных правовых актов.

 

Работу по противодействию коррупции в организации следует начать с определения структурного подразделения или назначения должностного лица, ответственного за противодействие коррупции. Структурные подразделение или ответственные должностные лица должны подчиняться непосредственно руководителю организации.

 

Следующий шаг – это внесение в положение о структурном подразделении и (или) в трудовой договор и должностную инструкцию ответственного за противодействие коррупции дополнений, в части установления функций и полномочий.

Обязанности структурного подразделения или должностного лица включают в себя:

разработку проектов локальных нормативных актов, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции;

проведение контрольных мероприятий по выявлению коррупционных правонарушений, совершаемых работниками организации;

проведение оценки коррупционных рисков;

прием и регистрацию уведомлений о случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений;

прием и рассмотрение деклараций о конфликте интересов;

проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции и индивидуального консультирования работников;

оказание содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов в вопросах предупреждения и противодействия коррупции при проведении проверочных мероприятий, а также мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия;

проведение оценки результатов антикоррупционной работы и подготовка предложений по ее совершенствованию руководителю организации.

 

Далее. Необходимо включить в должностные инструкции работников организации антикоррупционные обязанности, в том числе :

обязанность не допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов,

обязанность информировать о случаях склонения к совершению коррупционных правонарушений,

обязанность сообщать о возможности возникновения либо возникшем конфликте интересов,

обязанность в установленных законодательством Российской Федерации случаях редставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. 

 

Следующее. Необходимо принять кодекс этики и служебного поведения работников организации. При разработке следует руководствоваться Типовым кодексом этики, утвержденным распоряжением Правительства автономного округа от 14 августа 2014 года №с 448-рп. Ознакомить всех работников организации с утвержденным кодексом.

 

Также необходимо на основе Типового положения о конфликте интересов, утвержденного распоряжением Правительства автономного округа от 26 сентября 2014 года № 531-рп, разработать положение о конфликте интересов в организации, форму декларации о конфликте интересов, ознакомить всех работников организации с утвержденным порядком, включить в должностные инструкции лиц, ответственных за противодействие коррупции, функции по приему и рассмотрению деклараций о конфликте интересов.

Положение о конфликте интересов – это внутренний документ организации, устанавливающий порядок выявления и урегулирования конфликтов интересов, возникающих у работников организации в ходе выполнения ими трудовых обязанностей.

В основу работы по управлению конфликтом интересов в организации положены следующие принципы:

обязательность раскрытия сведений о реальном или потенциальном конфликте интересов;

индивидуальное рассмотрение и оценка репутационных рисков для организации при выявлении каждого конфликта интересов и его урегулирование;

Процесс раскрытия конфликта интересов должен быть конфиденциальным. При этом необходимо соблюдать баланс интересов организации и работника.

Необходимо обеспечить защиту работника от преследования в связи с сообщением о конфликте интересов, который был своевременно раскрыт работником и урегулирован (предотвращен) организацией.

При принятии решений по деловым вопросам и выполнении своих трудовых обязанностей работники организации обязаны:

руководствоваться интересами организации – без учета своих личных интересов, интересов своих родственников и друзей;

избегать ситуаций и обстоятельств, которые могут привести к конфликту интересов;

раскрывать возникший или потенциальный конфликт интересов;

содействовать урегулированию возникшего конфликта интересов.

Раскрытие конфликта интересов осуществляется в письменной форме.

Локальным правовым актом устанавливаются случаи, когда представляется информация о возможности возникновения конфликта интересов (декларация о конфликте интересов). Например, декларация о конфликте интересов может представляться:

при приеме на работу;

при назначении на новую должность;

в ходе проведения плановых аттестаций;

по мере возникновения ситуации конфликта интересов.

Допустимо первоначальное раскрытие конфликта интересов в устной форме с последующей фиксацией в письменном виде.

Круг лиц, на которых распространяется требование заполнения декларации конфликта интересов, определяется собственником или руководителем организации.

Поступившая информация проверяется должностным лицом, ответственным за противодействие коррупции, с целью оценки серьезности возникающих для организации рисков и выбора наиболее подходящей формы урегулирования конфликта интересов.

Рассмотрение представленных сведений и результатов проверки осуществляется коллегиально и конфиденциально. По результатам рассмотрения принимается решение о способе разрешения конфликта и интересов, в том числе в виде:

ограничения доступа работника к конкретной информации, которая может затрагивать личные интересы работника;

Также работник может добровольно отказаться от участия в обсуждении и процессе принятия решений по вопросам, которые находятся или могут оказаться под влиянием конфликта интересов, либо его могут отстранить от этого на время или постоянно.

Могут быть пересмотрены и изменены функциональные обязанности работника, он может быть отстранен от должности, переведен на другую должность.

Урегулирование конфликта интересов может также заключаться в передаче в доверительное управление имущества, принадлежащего работнику и являющегося основой возникновения конфликта интересов, либо отказа работника от своего личного интереса, порождающего конфликт с интересами организации.

Как крайняя мера, может быть увольнение работника из организации как по инициативе работника, так и по инициативе работодателя.

 

Следующий момент. Информирование работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных правонарушений. В этой связи, необходимо принять локальный правовой акт, утверждающий порядок информирования и порядок рассмотрения таких сообщений, завести журнал регистрации уведомлений, ознакомить работников с утвержденным порядком, внести в должностную инструкцию лица, ответственного за противодействие коррупции, функций по приему и регистрации уведомлений.

Должностными лицами кадровых служб исполнительных органов государственной власти автономного округа проведен мониторинг локальных правовых актов, принятых в подведомственных организациях по вопросу рассмотрения уведомлений о склонении к совершению коррупционных правонарушений. В ходе мониторинга установлено, что организациями допущены серьезные отступления от Типового положения, утвержденного распоряжением Правительства автономного округа от 14 августа 2014 года №с 449-рп. Так, в некоторых организациях:

не предусмотрено создание комиссии по проверке фактов, изложенных в уведомлении, не определен ее персональный состав, не определены сроки проведения поверки,

не предусмотрена обязательность подготовки заключения комиссии,

и передачи работодателем информации в органы прокуратуры.

Считаем данные положения принципиальными и рекомендуем привести локальный правовой акт в соответствие с Типовым положением.

 

На основе Типовых правил обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства необходимо разработать локальный правовой акт, регламентирующий данную процедуру в организациях и ознакомить с ним всех работников.

Также что касается подарков, то необходимо обеспечить соблюдение работниками организации Положения о сообщении лицами, замещающими государственные должности автономного округа, должности государственной гражданской службы, а также работниками организаций, в отношении которых автономный округ выступает единственным учредителем, о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации, утвержденным постановлением Губернатора автономного округа от 18 февраля 2014 года № 15. Данный нормативный правовой акт прямого действия, поэтому вам не нужно принимать локальные акты в организациях. Но необходимо ознакомить всех работников с утвержденным порядком сообщения и сдачи подарка, завести журнал регистрации уведомлений о получении подарка, назначить уполномоченное должностное лицо, ответственное за прием и регистрацию уведомлений о получении подарка.

 

Оценка коррупционных рисков. Целью оценки коррупционных рисков является определение конкретных процессов и операций в деятельности организации, при  которых наиболее высока вероятность совершения работниками  коррупционных правонарушений как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды организацией.

Оценка коррупционных рисков проводится по следующему алгоритму:

1) Деятельность организации представляется в виде отдельных процессов, в каждом из которых выделяются составные элементы (подпроцессы).

2) Определяются подпроцессы, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупционных правонарушений (так называемые «критические точки»).

3) Для каждого такого подпроцесса составляется описание возможных коррупционных правонарушений, включающее в себя:

характеристику выгоды или преимущества, которое может быть получено организацией или ее отдельными работниками при совершении «коррупционного правонарушения»;

должности в организации, которые являются «ключевыми» для совершения коррупционного правонарушения (иными словами, участие каких должностных лиц государственного учреждения необходимо, чтобы совершение коррупционного правонарушения стало возможным);

вероятные формы осуществления коррупционных платежей.

4) На основании проведенного анализа составляется «карта коррупционных рисков организации» – сводное описание «критических точек» и возможных коррупционных правонарушений.

5) Формируется перечень должностей, связанных с высоким коррупционным риском.

6) Для каждой «критической точки» разрабатывается комплекс мер по устранению или минимизации коррупционных рисков. В зависимости от специфики конкретного государственного учреждения и процесса меры включают в себя:

детальную регламентацию способа и сроков совершения действий работником в «критической точке»;

перераспределение функций между структурными подразделениями внутри организации;

введение или расширение форм внешнего взаимодействия работников организации (с гражданами, представителями контрагентов, органов государственной власти). Например, использование информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления такого взаимодействия — то есть подача документов в электронном виде.

 

Организация антикоррупционного обучения.

Обучение работников по вопросам профилактики и противодействия коррупции осуществляется с учетом категории обучаемых, вида обучения в зависимости от периода обучения, и формы обучения.

Категории обучаемых: лица, ответственные за противодействие коррупции в организации, руководители различных уровней, иные работники организации.

Виды обучения:

обучение по вопросам профилактики и противодействия коррупции непосредственно после приема на работу;

обучение при назначении работника на иную должность, предполагающую исполнение обязанностей, связанных с коррупционными рисками;

периодическое обучение работников организации с целью поддержания их знаний и навыков в сфере противодействия коррупции на должном уровне;

дополнительное обучение в случае выявления пробелов в реализации антикоррупционной политики.

Формы обучения:

обучение на курсах повышения квалификации по антикоррупционной тематике,

участие в семинарах, конференциях, посвященных актуальным вопросам противодействия коррупции,

коллективные занятия с работниками организации, на которых рассматриваются изменения в антикоррупционном законодательстве,

индивидуальное консультирование по вопросам противодействия коррупции.

Первоочередными мероприятиями в данном направлении являются:

направление на курсы повышения квалификации по антикоррупционной тематике ответственного должностного лица,

проведение занятий со всеми работниками организации, на которых необходимо рассмотреть все локальные правовые акты организации, устанавливающие антикоррупционные регламенты и процедуры: кодекс этики, порядок информирования о склонении к совершению коррупционного правонарушения, порядок декларирования конфликта интересов, порядок получения и сдачи подарка, порядок обмена деловыми подарками и т.д.,

проведение индивидуального консультирования руководителя организации о порядке заполнения справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

 

При проведении занятий и консультирования работников организации необходимо уделить особое внимание вопросам взаимодействия с государственными органами, осуществляющими контрольно-надзорные функции.

Такое взаимодействие связано с высокими коррупционными рисками.

На государственных служащих распространяется ряд специальных антикоррупционных обязанностей, запретов и ограничений. Отдельные практики взаимодействия, приемлемые для делового сообщества, запрещены государственным служащим.

Разъясните сотрудникам организации, что они обязаны воздерживаться от попыток передачи проверяющим подарков, включая подарки, стоимость которых составляет менее трех тысяч рублей.

Сотрудники организации не должны делать государственным служащим предложений, принятие которых может спровоцировать ситуацию конфликта интересов, в том числе:

предложения о приеме на работу в организацию (а также в аффилированные организации) государственного служащего, осуществляющего контрольно-надзорные мероприятия, или членов его семьи, включая предложения о приеме на работу после увольнения с государственной службы;

предложения государственному служащему приобрести акции или иные ценные бумаги организации;

предложения о передаче в пользование государственному служащему или членам его семьи любой собственности, принадлежащей организации;

предложений о заключении организацией контракта на выполнение тех или иных работ, с организациями, в которых работают члены семьи государственного служащего, осуществляющего контрольно-надзорные мероприятия, и т.д.

При нарушении государственными служащими требований к их служебному поведению, при возникновении ситуаций испрашивания или вымогательства взятки со стороны государственного служащего сотрудник организации обязан незамедлительно обратиться в государственный орган, осуществляющий контрольно-надзорные мероприятия, и правоохранительные органы.

При нарушении государственными служащими порядка проведения контрольно-надзорных мероприятий действия должностных лиц государственных органов обжалуются в порядке, предусмотренном федеральными законами и подзаконными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Резюмируем. Вот первоочередные мероприятия, которые необходимо провести.

1. Назначить должностное лицо, ответственное за противодействие коррупции в организации. Внести в должностную инструкцию ответственного должностного лица функции по антикоррупционной работе.

2. Организовать обучение ответственного должностного лица по антикоррупционной тематике.

3. Внести в должностные инструкции всех работников организации «антикоррупционные обязанности».

4. Издать в организации локальные правовые акты, утверждающие:

Кодекс этики и служебного поведения работников организации
(на основе распоряжения Правительства автономного округа от 14.08.2014 № 448-рп);

Положение об информировании работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных правонарушений и порядке рассмотрения таких сообщений (на основе распоряжения Правительства автономного округа от 14.08.2014 № 449-рп);

Положение о конфликте интересов работников организации (на основе распоряжения Правительства автономного округа от 26.09.2014
№ 531-рп);

Правила обмена деловыми подарками и знаками делового  гостеприимства (на основе распоряжения Правительства автономного округа от 14.11.2014 № 607-рп).

5. Ознакомить всех работников организации с указанными локальными правовыми актами, а также с постановлением Губернатора автономного округа от 18 февраля 2014 года № 15 «Об утверждении Положения о сообщении лицами, замещающими государственные должности автономного округа, должности государственной гражданской службы, а также работниками организаций, в отношении которых автономный округ выступает единственным учредителем, о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации».

 

Рассмотрим обязанности, налагаемые на руководителей организаций при приеме на работу бывших государственных или муниципальных служащих. Эти обязанности установлены статьей 12 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Работодатель при заключении трудового договора с бывшим служащим обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы бывшего служащего.

Неисполнение работодателем данной обязанности является правонарушением и влечет ответственность, установленную статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа: на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от 20 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 до 500 тысяч рублей.

Таким образом, в случае, если на работу устраивается бывший служащий вам как работодателям следует обратить внимание на следующее.

1. Выяснить у бывшего служащего, включена ли замещаемая ранее им должность в соответствующий перечень, поскольку данный факт является основным критерием необходимости сообщать представителю нанимателя (работодателю) о приеме на работу указанного лица.

Перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы размещены в справочно-правовых системах, а также на официальных сайтах указанных органов власти.

Информацию о включении той или иной должности государственной (муниципальной) службы в соответствующий перечень также можно получить по запросу в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, в которых бывший служащий проходил службу.

При этом согласно части 2 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» гражданин при заключении трудового договора обязан сообщить работодателю сведения о последнем месте своей службы.

Важным критерием является также дата увольнения бывшего служащего с должности, включенной в перечень. Необходимо определить прошел ли двухлетний период после освобождения от замещаемой должности государственной или муниципальной  службы и увольнения со службы.

Если после увольнения бывшего служащего с должности государственной или муниципальной службы, включенной в соответствующий перечень, прошло:

- менее двух лет – требуется сообщить в десятидневный срок;

- более двух лет – сообщать о заключении трудового договора не требуется.

Сообщение о приеме на работу бывшего служащего направляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2015 года № 29, в письменной форме, оформляется на бланке организации за подписью ее руководителя или иного уполномоченного лица, подписавшего трудовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации.

В сообщении, направляемом работодателем представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы, должны содержаться следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (в случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);

б) число, месяц, год и место рождения гражданина;

в) должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);

г) наименование организации (полное, а также сокращенное (при наличии).

В случае если с гражданином заключен трудовой договор, наряду со сведениями, указанными выше, также указываются следующие данные:

а) дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;

б) дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, - срок его действия);

в) наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при наличии);

г) должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).

7. В случае если с гражданином заключен гражданско-правовой договор также указываются следующие данные:

а) дата и номер гражданско-правового договора;

б) срок гражданско-правового договора (сроки начала и окончания выполнения работ (оказания услуг);

в) предмет гражданско-правового договора (с кратким описанием работы (услуги) и ее результата);

г) стоимость работ (услуг) по гражданско-правовому договору.

Это основные моменты, касающиеся выполнения требований статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции».


Обновлено: 01.04.2016 09:45