Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Доклад о результатах мониторинга

Доклад к заседанию

семинара - совещания с должностными лицами, ответственными за противодействие коррупции в государственных учреждениях, государственных унитарных предприятиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также хозяйственных обществах, фондах, автономных некоммерческих организациях, единственным учредителем которых является Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

 

на тему:  

О результатах оценки уровня внедрения антикоррупционных стандартов в учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, подведомственных органам государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 

 

Добрый день, уважаемые участники совещания!

 

 

В период с 19 мая по 2 июня 2015 года Департаментом государственной гражданской службы и кадровой политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры была проведена выборочная проверка практического применения внедрения антикоррупционных процедур в государственных учреждений, государственных унитарных предприятий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, хозяйственных обществ, фондов, автономных некоммерческих организаций, единственным учредителем которых является Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.

Алгоритм действий по организации работы по предупреждению коррупции в вышеперечисленных учреждениях и организациях был рассмотрен на семинаре-совещании, проведенном Департаментом 18 марта 2015 года, в ходе работы которого были названы нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность в сфере противодействия коррупции. Каждому участнику совещания была выдана памятка с алгоритмом действий.

Выборочная проверка проводилась в учреждениях, подведомственных Департаменту образования и молодежной политики автономного округа, Департаменту здравоохранения автономного округа, Департаменту социального развития автономного округа.

Всего было проверено 9 учреждений (по 3 учреждения каждого направления):

- автономное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа –  Югры «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж»;

- бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия»;

- автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования»;

- бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа –  Югры «Окружной клинический лечебно-реабилитационный центр»;

- бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа –  Югры «Окружная клиническая больница»;

- казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа –  Югры «Ханты-Мансийский клинический психоневрологический диспансер»;

- бюджетное учреждение социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Вега»»;

- бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Лучик»»;

- бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Светлана»».

В ходе проведения оценки уровня внедрения антикоррупционных стандартов (далее-оценка) сотрудниками отдела профилактики коррупционных и иных правонарушений Департамента государственной гражданской службы и кадровой политики автономного округа были изучены следующие вопросы:

-реализация в учреждении распоряжения Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22 февраля 2014 года № 102-рг «О персональной ответственности за состояние антикоррупционной работы в органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также организациях, в отношении которых Ханты-Мансийский автономный округ выступает единственным учредителем»;

-назначение в учреждении должностного лица, ответственного за противодействие коррупции;

-внедрение в учреждении процедуры сообщения работниками о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных обязанностей), сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации, установленной постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18 февраля 2014 года № 15;

-принятие в учреждении Кодекса этики и служебного поведения в соответствии с Типовым кодексом этики и служебного поведения работников государственных учреждений и государственных унитарных предприятий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также хозяйственных обществ, фондов, автономных некоммерческих организаций, единственным учредителем (участником) которых является Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, утвержденным распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 августа 2014 года        № 448-рп;

-внедрение в учреждении процедуры информирования работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядке рассмотрения таких сообщений в соответствии с Типовым положением информирования работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядке рассмотрения таких сообщений в государственных учреждениях и государственных унитарных предприятиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также хозяйственных обществах, фондах, автономных некоммерческих организациях, единственным учредителем (участником) которых является Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, утвержденным распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 августа 2014 года № 449-рп;

-внедрение в учреждении процедуры урегулирования конфликта интересов в соответствии с Типовым положением о конфликте интересов работников государственных учреждений и государственных унитарных предприятий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также хозяйственных обществ, фондов, автономных некоммерческих организаций, единственным учредителем (участником) которых является Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, утвержденным распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26 сентября 2014 года № 531-рп;

-внедрение в учреждении правил обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства в соответствии с Типовыми правилами обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства в государственных учреждениях и государственных унитарных предприятиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также хозяйственных общества, фондах, автономных некоммерческих организациях, единственным учредителем (участником) которых является Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, утвержденными распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 ноября 2014 года № 607-рп.

Результаты оценки уровня внедрения антикоррупционных стандартов показали, что деятельность по профилактике коррупционных правонарушений в вышеназванных бюджетных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в целом организована в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В качестве положительного опыта организации работы по противодействию коррупции в бюджетных учреждениях, подвергнутых оценке, необходимо отметить:

1. Работа по противодействию коррупции проводится  на плановой основе.

Приказами руководителей учреждений утверждены планы мероприятий по предупреждению и противодействию коррупции, которыми определены мероприятия по правовому обеспечению, контролю за ведением финансово-хозяйственной деятельности учреждения,  профилактике коррупционных проявлений при выполнении государственного задания,  пропаганде антикоррупционного законодательства. Планами определены ответственные исполнители и сроки реализации.

Вопросы, связанные с организацией антикоррупционной деятельности, выполнением плана рассматриваются на аппаратных совещаниях учреждения

2. Обучение работников учреждений по вопросам профилактики и противодействия коррупции проводится также на основании планов,  в соответствии которыми обучение проводится в несколько этапов: обучение вновь принимаемых на работу; обучение работника, назначаемого на более высокую должность, исполнение обязанностей по которой связано с предупреждением и противодействием коррупции; обучение всех работников учреждения с целью поддержания их знаний в сфере противодействия коррупции на должном уровне.

Обучение проводится путем индивидуального ознакомления с нормативными правовыми актами в сфере противодействия коррупции и проведения лекций.

3. Размещение в учреждениях стендов с информацией по антикоррупционной тематике  в доступном месте.

4. Проведение в обязательном порядке отметки о получении/неполучении подарка сотрудниками учреждения в отчетных документах по приезду из служебных командировок.

По результатам проведенной оценки отмечены бюджетные учреждения Ханты-Мансийского автономного округа –  Югры «Окружной клинический лечебно-реабилитационный центр» и «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Лучик»», в которых работа по противодействию коррупции организована на достаточно высоком уровне, руководители учреждений уделяют большое внимание профилактической работе среди работников учреждения.

Вместе с тем в ряде учреждений имеют место факты, указывающие на недостаточное внимание руководителей к данному вопросу и являющиеся препятствием для своевременного принятия мер и проведения мероприятий по противодействию коррупции:

- в одном из учреждений на момент проверки отсутствовал локальный акт о назначении должностного лица, ответственного за противодействие коррупции, обязательный к принятию в соответствии с распоряжением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  от  22  февраля 2014 года №102-рг;

- при организации работы по внедрению процедуры урегулирования конфликта интересов в соответствии с Типовым положением о конфликте интересов работников государственных учреждений и государственных унитарных предприятий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также хозяйственных обществ, фондов, автономных некоммерческих организаций, единственным учредителем (участником) которых является Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, утвержденным распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26 сентября 2014 года № 531-рп, в учреждениях возникают сложности по разработке карты коррупционных рисков и выработке комплекса мер по устранению или минимизации таких рисков;

- утвержденные приказами руководителей учреждений формы деклараций о конфликте интересов, содержат вопросы, не применимые к деятельности учреждения. Так, в тексте декларации имеются вопросы, подобные «Раскрывали ли Вы третьим лицам какую-либо информацию об учреждении, которая могла бы оказать существенное влияние на стоимость ее ценных бумаг на фондовых биржах..?».

- в связи с отсутствием контроля со стороны должностных лиц, ответственных за состояние антикоррупционной работы, допущено двойное регламентирование процедуры обмена деловыми подарками или знаками делового гостеприимства, изложенное в приказе директора учреждения от ноября 2014 года, утверждающем Положение о порядке обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства в учреждении, и в приказе директора учреждения от апреля 2015 года, в котором в приложении 2 изложен регламент обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства в учреждении.

Учитывая, что недостатки, выявленные в ходе оценки, являются для учреждений типичными и имеют повторяющийся характер, Департамент государственной гражданской службы и кадровой политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры рекомендует руководителям всех учреждений:

1. Проверить наличие локальных правовых актов, изданных в соответствии с антикоррупционным законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Особое внимание уделить подготовке локальных правовых актов о возложении на должностных лиц учреждения персональной ответственности за состояние антикоррупционной работы, назначении в учреждении должностного лица, ответственного за противодействие коррупции.

2. Провести оценку коррупционных рисков в учреждении, по результатам которой составить карту коррупционных рисков и разработать комплекс мер по их устранению или минимизации.

3. Проанализировать Декларацию о конфликте интересов, привести  вопросы Декларации в соответствии с направлением деятельности учреждения.

4. Ввести в практику заполнение деклараций о конфликте интересов гражданином – при поступлении на работу в учреждение и работником учреждения – при назначении на вышестоящую должность. В остальных случаях обеспечить информирование работниками работодателя о возможности возникновения конфликта интересов письменно в произвольной форме.

5. Поручить должностному лицу, ответственному за противодействие коррупции в учреждении, проводить анализ деклараций о конфликте интересов. По результатам анализа деклараций при необходимости – вносить изменения в карту коррупционных рисков.

6. Организовать обучение по антикоррупционным программам ответственного за противодействие коррупции в учреждении.

7. Предусмотреть форму контроля за исполнением плановых мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции в учреждении (информационная справка ответственного исполнителя, заслушивание на совещании по итогам работы за год и т.п.).

8. Должностным лицам учреждения, на которых возложена персональная ответственность за состояние антикоррупционной работы, а также лицам, ответственным за противодействие коррупции, обеспечить единый подход к организации антикоррупционной деятельности, уделить внимание просвещению служащих учреждения по антикоррупционной тематике.

Кроме того, по итогам, проведенного мониторинга в адрес всех руководителям исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в подведомственности которых имеются учреждения, было направлено письмо с указанием о необходимости осуществления контроля за исполнением подведомственными учреждениями рекомендаций, данных Департаментом государственной гражданской службы и кадровой политики автономного округа по результатам оценки.

Хотелось бы отметить, что работа по организации мероприятий по противодействию коррупции в организациях, учреждениях Ханты-мансийского автономного округа – Югры, а это и издание всех необходимых нормативных правовых документов, профилактическая работа среди сотрудников учреждения и организаций находится на постоянном контроле Департамента государственной гражданской службы и кадровой политики автономного округа, являющимся исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим в том числе функции по реализации единой государственной политики в сфере противодействия коррупции.

 

 

 

Обновлено: 18.03.2016 12:29